* * *
Когда в реставрационно-техническом центре газеты Авторевю решили восстановить Москвич 401-422, стало ясно, что использовать «родные» деревянные панели невозможно: если какие-то детали и выглядели пристойно, то нести нагрузку они уже все равно не могли — крошились. Поэтому реставраторы пошли по «заводскому» пути. За основу взяли «голую» платформу серийного Москвича 401 (более поздний «четыреста первый» Москвич отличался от «четырехсотого» лишь форсированным до 26 л.с. двигателем и перенесенной с пола на рулевую колонку рукояткой трехступенчатой коробки передач). Березы, которые мастера реставрационно-технического центра Авторевю отобрали для реконструкции Москвича 401-422, были спилены по ходу расчистки лесополосы вдоль Московской кольцевой автодороги. Древесину распилили, просушили, тщательно отсортировали — чтобы не было сучков, хотя заводская технология допускала использование досок с сучками. А вот специальный столярный клей пришлось покупать американский — у нас такого не делают.
Шесть мастеров-реставраторов трудились над восстановлением фургона больше года. Полностью выдержать заводскую технологию, конечно, не удалось. Например, в условиях массового производства сложные деревянные детали вытачивались на копировально-фрезерных станках, а для этой машины пришлось все делать вручную. Но в точном соответствии с сохранившимися заводскими чертежами! Одних только деревянных деталей было вырезано около 240. Помимо березы использовались сосна и лиственница (это тоже допускалось конструкторами и технологами). Все деревянные соединения прошпунтованы, проклеены и «заперты» шурупами. Особо нагруженные соединения усилены металлическими косынками: все — как на серийных машинах. Цвет кузова, дерматина крыши и обивки салона подбирался согласно заводской карте окраски. Удалось разыскать даже родные «грузовые» шины, с более высоким профилем, нежели у тех, что ставились на обычные Москвичи...
Все остальные узлы и агрегаты — «родные», от «четыреста первого» Москвича: нижнеклапанный 26-сильный двигатель (подобным комплектовался еще Opel P4 образца 1931 года), трехступенчатая коробка с несинхронизированной первой передачей, независимая передняя подвеска типа Дюбонне, задний мост на рессорах.
В середине июня 2002 года «Буратино» выехал за ворота техцентра Авторевю и своим ходом, подмигивая фарами удивленным прохожим, добрался до Музея экипажей и автомобилей в Кузьминском лесопарке. Там он сейчас и стоит. Приходите в парк — и все увидите. Например, на День города — 31 августа. И сами поймете, почему во время того кремлевского просмотра в сорок шестом Сталин, остановившись возле этой машины, одобрительно кивнул.
Сохранилось несколько комплектов чертежей на деревянные фургоны, причем некоторые из них противоречат друг другу: автомобиль непрерывно модернизировался по мере освоения технологии производства и с учетом пожеланий транспортников
1946 год: масштабные модели деревянных фургонов в конструкторском отделе МЗМА
Один из опытных «Буратино» с пятидверным кузовом универсал. В серию такие машины не пошли